«Вестсайдская история». Даже Спилберг постарел
Великий голливудский титан впал в детство и решил переснять шедевр 60-летней давности. Есть ли в этом какой-то смысл для нас, зрителей?
Кадр из фильма «Вестсайдская история» (2021)
В декабре 2021 года на экраны российских кинотеатров вышла новая «Вестсайдская история» (West Side Story) — экранизация классического бродвейского мюзикла 1957 года, уже адаптированная для кино в 1961 году. Тот фильм, снятый режиссёром Робертом Уайзом, стал классикой и завоевал 10 «Оскаров». Теперь за дело взялся сам великий и ужасный Стивен Спилберг, который с детства любил слушать песни из легендарного мюзикла и пообещал себе однажды воплотить их на большом экране.
Кадр из фильма «Вестсайдская история» (2021)
«Вестсайдская история» представляет собой современную версию «Ромео и Джульетты», где место Вероны занял Нью-Йорк, а Монтекки и Капулетти превратились в две молодёжные банды, состоящие из белых и пуэрториканцев. Пока «Ракеты» и «Акулы» выясняют, кто главный «на раёне», белый юноша влюбляется в не совсем белую девушку, ну а дальше вы примерно знаете.
Кадр из фильма «Вестсайдская история» (2021)
Вся соль «Вестсайдской истории», конечно, не в истории, а в музыке и танцах. Песни, сочинённые композитором Леонардом Бернстайном и поэтом Стивеном Сондхаймом, без изменений перекочевали в оба фильма, а вот танцевальные номера у Спилберга и Уайза отличаются. Правда, сказать, где они лучше, а где хуже, сложно: в версии 1961 года хореография камернее и естественнее, а в 2021 году — динамичнее, масштабнее и дороже, но в целом различия «на любителя».
Кадр из фильма «Вестсайдская история» (2021)
Новая «История» проигрывает старой в режиссёрской оригинальности: если Уайз экспериментировал с цветами и фокусом камеры, то у Спилберга всё очень академично (хотя и образцово качественно).
Кадр из фильма «Вестсайдская история» (1961)
Кадр из фильма «Вестсайдская история» (1961)
А вот в части актёрской игры фильм 2021 года, напротив, выигрывает у конкурента, причём исключительно за счёт исполнителей двух главных ролей. Ричард Беймер и Натали Вуд, игравшие влюблённую парочку в 1961-м, выглядели откровенно плохо, а вот заменившие их Энсел Элгорт и дебютантка Рэйчел Зеглер изображают сентиментальную искренность вполне убедительно.
Рэйчел Зеглер в фильме «Вестсайдская история» (2021)
Энсел Элгорт в фильме «Вестсайдская история» (2021)
Но и в этом аспекте победа не абсолютная. Так, лидер «Ракет» в версии Спилберга уж совсем не похож на крутого хулигана, скорее напоминая мастера лабораторных работ.
Майк Фейст в фильме «Вестсайдская история» (2021)
Расс Тэмблин (в центре) в роли Риффа в фильме «Вестсайдская история» (1961)
В целом фильмы получились одного уровня, а главное, совершенно взаимозаменяемыми. «Вестсайдская история» стоит того, чтобы с ней ознакомиться, но для этого достаточно одной из версий (любой).
Таким образом, Спилберг, ещё в далёком 1975 году ставший локомотивом Голливуда, опять создал нечто вторичное и ничего нового кинематографу не дающее. Если в первые десятилетия его карьеры такое произошло лишь однажды — со скромной лентой «Всегда» (Always), явно сделанной «для души», — то в 2008-м проходным получился аж целый «Индиана Джонс».
Следующие 15 лет доказали, что великий режиссёр действительно сдал: даже лучший фильм этого периода, «Шпионский мост» (Bridge of Spies), проникнут архаичной антисоветчиной времён всеми забытой «холодной войны», а остальное и вовсе снято для детей разных возрастов. Даже фантастика, которая всегда была коньком Спилберга, превратилась в сумбурную подростковую ностальгию («Первому игроку приготовиться» / Ready Player One). Что поделаешь, старость настигает нас всех.
Впрочем, закат Спилберга всё равно таков, что по нему можно проводить кинематографические курсы — но уже посвящённые не личности художника, а возможностям индустрии.