Алиса Фрейндлих
Алиса Фрейндлих биография
Алиса Бруновна Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде, в семье известного актера Бруно Фрейндлиха.
10 июля 1965 года получила звание Заслуженная артистка РСФСР.
8 октября 1971 года получила звание Народная артистка РСФСР.
25 февраля 1981 года получила звание Народная артистка СССР
Мама Алисы Фрейндлих, Ксения Федоровна Федорова, смолоду жила в Пскове, участвовала в художественной самодеятельности. Затем она переехала в Ленинград, училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМ). Там же Ксения Федоровна познакомилась с актером Бруно Фрейндлихом.
Бруно Артурович был выходцем из немцев. Это были художники-стеклодувы, которых Петр I привез в Россию начинать стеклодувное дело. С тех пор они здесь и осели.
В 1934 году родилась Алиса. Она вспоминает: «Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник, и открывался такой захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь…»
Перед самой войной родители Алисы расстались. Бруно Фрейндлих с театром уехал в эвакуацию в Ташкент. Возможно, это и спасло Алису и ее маму. Дело в том, что с началом войны начались репрессии против потомственных немцев. Не избежали этой участи и родственники Алисы по отцовской линии. Был арестован ее родной дядя Артур Фрейндлих со своей женой.
В течение всей войны Алиса с мамой оставались в Ленинграде, пережили блокаду. С тех пор у Алисы на всю жизнь осталась привычка ничего не оставлять на тарелке. В декабре 1942 года она пошла в первый класс, а в 1943 была принята в пионерскую организацию.
Мама Алисы еще до войны оставила театр. Во время войны она работала на заводе. В последствии Ксения Федоровна так и не вернулась к актерской профессии, проработав всю жизнь бухгалтером в Центральной сберегательной кассе Ленинграда. Не восстановились ее отношения и с Бруно Фрейндлихом. Из эвакуации он вернулся с новой семьей – женой и только что вернувшейся дочкой Ириной.
В декабре 1945 года Алиса с мамой переехали в Таллинн к родственикам, где прожили до лета 1948 года. В Таллинне она училась в третьем, четвертом и пятом классах русской школы. «В младших классах я училась хорошо, даже отличницей была, но по мере возникновения в моей жизни физики, химии и прочей математики я превратилась в среднюю ученицу, троечницу. Все технические науки для меня темный лес», — рассказывает Алиса Бруновна.
В 1948 году Алиса с мамой вернулись в Ленинград. Девочка вновь поступила в ту же школу. Не смотря на то, что у Бруно Артуровича была уже Другая семья, Ксения Федоровна не запрещала ей встречаться с отцом. Правда встречи эти происходили тайком – жена Бруно Артуровича была категорически против этого. Их дочка Ирина долгое время вообще не знала о существовании своей сестры. Лишь много лет спустя Ирина и Алиса познакомились и стали настоящими подругами.
Алиса с детства мечтала стать актрисой. В какой то мере к этому подтолкнуло влияние отца: «Со сверстниками мы часто устраивали всякие представления, играли в театр. Отец, конечно, в буквальном смысле не призывал меня к этой профессии никогда, но я с ним дружила, наблюдала за его игрой. Его рыцарское отношение к театру, конечно, на меня подействовало». В школе, где училась Алиса, был театральный кружок. Его вела выдающаяся театральная актриса Мария Александровна Призван-Соколова. Здесь девочка и начала постигать секреты актерского мастерства.
Окончив в 1953 году школу, Алиса подала документы в Ленинградский Театральный институт им. А. Островского. Готовиться к экзаменам ей помогала все та же Мария Александровна Призван-Соколова, которая сразу полюбила Алису, разглядела в девушке настоящий талант.
«Разговор двух дам», — слегка дрожащим от волнения голосом объявила свое выступление на приемном экзамене Алиса. Да и как было не заволноваться! «Шутка ли, решается твоя судьба – актерский класс набирает Борис Зон, а он, говорят, не любит травести, а я с виду – типичная травести, маленькая, худенькая, да еще нос курносый», — вспоминает актриса.
И все же, собрав волю в кулак, Алиса произнесла свой темпераментный, выразительный гоголевский диалог с воображаемой партнершей. Комиссия была покорена. Алиса попала в прекрасные руки. Выдающийся педагог, профессор Борис Зон воспитал таких прославленных мастеров сцены, как Зинаиду Шарко, Павла Кадочникова, Николая Трофимова.
Будучи студенткой, Фрейндлих сыграла свою первую дебютную роль в 1955 году в кино, сыграв небольшие роли в мелодраме «Неоконченная повесть» и драме «Таланты и поклонники».
Тогда же Алиса Фрейндлих вышла замуж за своего однокурсника по театральному институту. Однако, их брак оказался непрочным. Вскоре после окончания института они развелись.
В 1957 году Алиса закончила театральный институт. Она блестяще сыграла в дипломном спектакле «Мораль пани Дульской» и была принята в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской.
О работе в этом театре актриса вспоминает с большим удовольствием. Здесь она прошла хорошую школу. Алиса Бруновна вспоминает: «Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова. Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в «Пятой колонне» Хемингуэя. А может, и к лучшему. Если бы тогда поручали сложные психологические роли, наверное бы, я сломалась и сейчас была посредственной актрисой. Ведь надо очень много пережить и передумать, чтобы было о чем рассказать зрителю. Я твердо уверена: любому актеру надо много перестрадать, надо пройти огонь воду и медные трубы, чтобы стать настоящим мастером».
Театр имени Комиссаржевской стал стартовой площадкой для Фрейндлих. Первые ее роли были из амплуа травести. Но даже мальчишек Алиса играла настолько талантливо, что вскоре ей была доверена главная роль в спектакле «Время любить». С этой работы и началась новая линия в творчестве актрисы – мелодраматическая.
С Игорем Владимировым Алиса Фрейндлих познакомилась еще в конце 50-х. По его настоянию актриса в 1961 году перешла в театр имени Ленсовета, руководителем которого он являлся. А вскоре творческий союз перерос в семейный. Они сыграли свадьбу. В этом браке у Алисы Бруновны родилась дочь Варвара.
В Театре имени Ленсовета актриса раскрылась по настоящему. И помог ей состояться в творческом плане, по утверждению Алисы Бруновны, именно Игорь Владимиров. Он точно уловил специфику таланта Фрейндлих. Специально для нее он восстановил пьесу Арбузова «Таня» и поставил «Варшавскую мелодию» Зорина. А какой была Джульетта в исполнении Фрейндлих в постановке бессмертного произведения Шекспира (1964)! Её героиня решительна, насмешлива и погружена в размышления. В минуты душевного напряжения она не восклицает, а как бы цепенеет от охватившего её чувства. Спектакль по-своему отвечал требованию времени, настойчивым поискам нового в классике.
Очень скоро Алиса Фрейндлих стала первой леди театра, все эти годы играя с немыслимыми перегрузками. Она играла в спектаклях «Женский монастырь», «Последний парад», «Люди и страсти» и была в них главным центром притяжения. Все произнесенное ею приобретало особый душевный смысл. Самая рядовая бытовая роль возвышалась ею до поэзии. В «Последнем параде» она пела новые прекрасные песни М.Таривердиева, в том числе лиричнейшую «Музыку», посвященную Шопену. В феерии «Люди и страсти», где она конферировала вместе с М.Боярским, она сыграла сцену Елизаветы из «Марии Стюарт» Шиллера и сцену Уриеля Акосты из знаменитой некогда, одноименной пьесы Гуцкова, поражая мастерством перевоплощения, рано накопленной сценической техникой. Необычайно выразительно исполняла она песню Г.Гладкова на слова Г.Гейне «Мария-Антуанетта». Нежнейший камерный голос артистки воссоздавал чудовищную фантасмагорию: бал обезглавленных королевы и фрейлин…
Одной из лучших работ на сцене этого театра стала роль Катерины Ивановны в спектакле по роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», где наиболее раскрылся драматический талант актрисы А какой неожиданностью стал ее Малыш в «Малыше и Карлсоне»! Взрослые ходили на спектакль исключительно для собственного удовольствия, ибо могли оценить актерское мастерство и насладиться им больше, чем дети.
В отличие от театра в кино актрисе долгое время не везло. То ей доставались небольшие роли, то режиссеры находили, по их мнению, более подходящих исполнительниц на роли. Так, например, ей не довелось сыграть Алевтину в «Зигзаге удачи», которую блестяще исполнила Валентина Талызина.
Прорывом могла стать ее работа в картине Элема Климова «Похождения зубного врача». Однако фильм вышел в 1965 году — уже после окончания «оттепели». Он пришелся не ко двору, и был «положен на полку» на пару десятилетий.
Но не только это осложняло ее судьбу в кино. Часто приходилось отказываться от съемок из-за работы в театре, и многие роли просто прошли мимо. Так было с «Зеркалом» Андрея Тарковского.
Первой большой работой Алисы Фрейндлих в кино, которую увидели телезрители, стала главная роль в киноповести Евгения Хринюка «Анна и Командор» (1974).
Переломным для актрисы стал 1976 год, когда она была приглашена Эльдаром Рязановым на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедийную мелодраму «Служебный роман», которая вышла на экраны в следующем, 1977 году. Алиса Бруновна рассказывает, что заинтересовалась этой ролью, поскольку ей была интересна метаморфоза, которая происходит с ее героиней. По ходу фильма она превращается из строгой некрасивой начальницы в очаровательную жизнерадостную женщину.
Создавая облик своей героини в первой части фильма, Алиса Фрейндлих излазила всю гардеробную «Мосфильма», чтобы найти подходящий кримпленовый костюм 52-го размера. Походку актриса, по ее собственному признанию, взяла из жизни: «Благо начальственных теток, которые так ходили, было навалом, особо и изобретать не пришлось».
Дуэт Алисы Фрейндлих с Андреем Мягковым в этой картине оказался просто бесподобен. Трогательные и смешные, они сразу завоевали сердца зрителей. После выхода фильма актриса получила множество писем, в которых женщины писали: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок». Это было настоящее признание! Алиса Бруновна и сейчас называет эту роль в числе своих самых любимых.
В 1978 году Алиса Фрейндлих вместе со своим мужем Игорем Владимировым снялась в мелодраме «Старомодная комедия» по одноименной пьесе Арбузова. А следующий год принес актрисе две замечательные роли, одни из лучших в ее биографии.
В фантастической притче Андрея Тарковского «Сталкер» Алиса Фрейндлих сыграла в общем то небольшую роль – жену главного героя. Работа заняла всего лишь несколько съемочных дней, но знающие толк в кино люди высоко отметили эту роль. Вот как оценивает ее актриса Лия Ахеджакова: «Там есть мощное спрятанное страдание. Там судьба».
Другой работой стала роль королевы Анны в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло – ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой», — так оценила свой персонаж сама актриса.
Стоит также отметить исключительную музыкальность Алисы Фрейндлих. Она начала петь на экране еще в картине «Служебный роман». Затем были песни в фильмах «Старомодная комедия» и «Д’Артаньян и три мушкетера». Теплая, лиричная манера исполнения ею песен, принесла актрисе пришлась по душе зрителям. В последствии они часто исполнялись по радио и на телевидении.
Семейная жизнь Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова не сложилась, и в начале 80-х они разошлись. Как раз тогда у актрисы возник роман с молодым актером Театра имени Ленсовета по имени Юрий Соловей, который стал ее третьим мужем. (Разница в возрасте между ними была 15 лет — столько же разделяло ее с Владимировым.) Юрий Соловей нигде до этого не учился, в театр попал случайно, но, по словам актрисы, был очень талантливый артист и художник, настоящий самоучка.
Третий брак Алисы Бруновны просуществовал недолго. Вот как она объясняет причину развода: «Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одаренный человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись…»
С 1983 году Алиса Фрейндлих покинула Театр имени Ленсовета и стала актрисой БДТ им. М. Горького (с 1992 им. Г. А. Товстоногова). Там она играла Ирину в «Блондинке» А.Володина, сразу три роли в мюзикле Н.Саймона «Последний пылкий влюбленный» и, наконец, Настю в пьесе Максима Горького «На дне».
Продолжала она плодотворно работать и в кино, снимаясь в картинах разных жанров, при этом чувствуя себя везде легко и органично. И все же основными ее жанрами оставались драма и мелодрама («Опасный возраст», «Клетка для канареек», «Прости», «Успех»).
Легкая, непринужденная манеры игры Алисы Фрейндлих нередко сопрягалась с тонкой комедийностью. Особенно это проявлялось в фильмах Эльдара Рязанова, работать с которым ей очень нравилось. После успеха «Служебного романа», она с удовольствием приняла его приглашение на роль Огудаловой в фильм «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница». Правда, худсовет посомневался относительно ее кандидатуры. Огудалова – монстр, вторая Кабаниха. Какая из Фрейндлих Огудалова? Но Рязанову удалось показать, что это просто несчастная женщина, рано овдовевшая, не имеющая средств к существованию, и у нее своя внутренняя драма. Именно такой и сыграла ее Фрейндлих в этом фильме.
В постсоветское время Фрейндлих снималась редко. Она вновь сыграла королеву Анну в продолжении «мушкетеров» — «Мушкетеры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны». Однако эти фильмы не имели столь шумного успеха, как первая картина. Зато большой удачей актрисы стала роль писательницы в фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» (1994).
В театре в 1995 году Алиса Фрейндлих осуществила свою давнюю мечту – исполнила роль Леди Макбет в трагедии Шекспира, которую на сцене БДТ поставил режиссер Т.Чхеидзе. Однако эта работа стала не только триумфом актрисы, но и своеобразным прощанием с труппой БДТ. С тех пор актриса работает по приглашениям в разных театрах.
Так уж случилось, что личной жизнью Алиса Френдлих пожертвовала ради искусства. И все же о своих бывших мужьях она вспоминает с теплотой. «У меня были талантливые, необыкновенно интересные мужья: Игорь Владимиров и Юрий Соловей», — говорит Алиса Бруновна. Да и одинокой сегодня она себя не считает. У нее замечательная семья — дочь Варвара, зять Сергей Тарасов (вице-губернатор Петербурга), любимые внуки.
Варвара Владимирова закончила театральный, снялась в нескольких фильмах («Лишний билет», «Не покидай», «Без обратного адреса»). И сегодня она работает на одной сцене с Алисой Бруновной.
В последние годы кино не баловало, а те роли, которые ей предлагали, Алиса Бруновна отвергала. И все же телезрители смогли насладиться новой работой их любимой актрисы. Она сыграла главную роль в сериале «Женская логика». Ее героиня, неугомонная пенсионерка Ольга Петровна Туманова, влюбленная в Детективы, в силу обстоятельств начинает расследование убийства и доводит его до конца, несмотря на скептицизм окружающих. Сериал имел успех у зрителей, и вскоре вышли вторая и третья части…
Дополнить биографию
Награды
Народная артистка СССР (1981)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1976)
Лауреат Государственной премии России (2001, спектакль «Аркадия»)
Лауреат Премии «Ника» — в номинации «Роль второго плана» (1994, «Подмосковные вечера»)
Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучшая женская роль» (1995, спектакль «Макбет»)
Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства «За выдающееся исполнение ролей классического репертуара» (1996, роль Леди Макбет)
Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга «За уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга» (1997)
Лауреат Царскосельской художественной премии (2000)
Лауреат Премии «Кумир» (2000)
Лауреат Премии «Серебрянная Лира» (2000)
Лауреат Премии «Триумф» (2001)
Лауреат Государственной премии РФ (2001, спектакль «Аркадия»).
Лауреат Премии «Золотая Маска» (2001)
Лауреат Международной премии «Наш современник» Фонда «Международный дом «Кино плюс» (2002)
Лауреат Приза губернатора Ленинградской области «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кинематографии России» на Фестивале «Литература и кино» в Гатчине (2003)
Лауреат Премии «Золотой Софит» в номинации «Лучшая женская роль» (2004, спектакль «Двенадцатая ночь, или как пожелаете»)
Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1986), Ордена Дружбы (1995) Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004)
Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2001)
Работы в театре
Театр имени В.Комиссаржевской:
Гога — «Человек с портфелем» А. Файко, 1957
Котька — «Светите, звезды!» И. Микитенко, 1957
Катя Крайнева — «Раскрытое окно» Э. Брагинского, 1958
Поля Вихрова — «Живая вода» по роману Л. Леонова «Русский лес», 1959
Маша — «Время любить» Б. Ласкина, 1960
Вера — «Случайные встречи» Р. Назарова, 1961
Маша — «Рождены в Ленинграде» О. Берггольц, 1961
Театр имени Ленсовета:
Зина Капкова — «Первый встречный» Ю. Принцева, 1961
Элиза Дулиттл — «Пигмалион» Б. Шоу, 1962
Лиза Стратова — «Женский монастырь» В. Дыховичного, 1963
Таня — «Таня» А. Арбузова, 1963
Джульетта — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1964
Лика — «Мой бедный Марат» А. Арбузова, 1965
Селия Пичем — «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, 1966
Гелена — «Варшавская мелодия» Л. Зорина, 1967
Малыш — «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен, 1969
Даша — «Хождение по мукам» по трилогии А. Н. Толстого, 1970
Катарина — «Укрощение строптивой» У. Шекспира, 1970
Катерина Ивановна — «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, 1971
Мадам Алиса — «Двери хлопают» М. Фермо, 1972
Альдонса — «Дульсинея Тобосская» А. Володина, 1973
Ковалёва — «Ковалёва из провинции» И. Дворецкого, 1973
Ведущая, Уриэль Акоста, Елизавета, Мария-Антуанетта, 2-й Певец — «Люди и страсти» (по классикам немецкой драматургии), 1974
Марта, Она — «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, 1976
Ёлочкина — «Пятый десяток» А. Белинского, 1977
Раневская — «Вишневый сад» А. П. Чехова, 1978
Любовь Георгиевна — «Нечаянный свидетель» А. Арбузова, 1981
Моноспектакль «Оскар и Розовая дама» Э. Шмитта, 2004
БДТ им. Г.Товстоногова:
Ирина — «Киноповесть с одним антрактом» А. Володина, 1984
Глафира — «Волки и овцы» А.Н. Островский
Элейн Наваццо, Бобби Митчел, Дженет Фишер — «Этот пылкий влюбленный» Н. Саймона, 1985
Ванда Кепеци — «Барменша из дискотеки» Ю. Андреева, 1986
Настя — «На дне» М. Горького, 1987
Аманда Уингфилд — «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, 1988
Леди Мильфорд — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, 1990
Шарлотта — «Вишневый сад» А. П. Чехова, 1993
Леди Макбет — «Макбет» У. Шекспира, 1994
Леди Крум — «Аркадия» Т. Стоппарда, 1998
Ханна Уоррен, Диана Николс, Милли Майклз — «Калифорнийская сюита» Н. Саймона, 1999
Шут Фесте — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, 2003
Джин Хортон — «Квартет» Р. Харвуда, 2005
Москалёва — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, 2008
Этель Тэйер — «Лето одного года» по пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере», 2010
Алиса — «Алиса» А. Могучий, С. Носов, С. Щагина, 2013
Работы вне основных театров:
Раневская — «Вишневый сад» А. Чехова, Театр «Современник»
Лидия Васильевна Жербер — «Старомодная комедия» А. Арбузова, 1992
«Гори, гори, моя звезда» (музыкально-поэтический спектакль по произведениям поэтов Серебряного века — М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилев), 1996
Варвара Васильевна — «Осенние скрипки» И. Сургучева, 1997
Мадлен — «Уроки танго и любви» В. Аслановой, 2009
Алиса Фрейндлих фильмография
2018
Карп отмороженный (комедия)
Людмила Борисовна Баранова
2001
Женская логика (детектив)
Ольга Петровна Туманова главная роль
1984
Жестокий романс (драма, мелодрама)
Харита Игнатьевна Огудалова главная роль
1977
Служебный роман (комедия, мелодрама)
Людмила Прокофьевна Калугина (Мымра) главная роль
1961
Полосатый рейс (комедия)
буфетчица
2014
Линия Марты
Марья Михайловна Петрова
2014 Линия Марты
Марья Михайловна Петрова
Алиса Фрейндлих фото