Валерий Соловей: арест, расследование Навального и чем страшен 2021 год
За что на самом деле арестовали Валерия Соловья? Как прошли 10 суток за решеткой? Какие неточности есть в расследовании Алексея Навального о сотрудниках ФСБ?
Facebook ВКонтакте share_fav
В интервью Anews политолог, доктор исторических наук Валерий Соловей рассказал, как провел 10 суток в заключении, а также поделился своим мнением о расследовании Алексея Навального и о том, каким для россиян будет 2021 год.
Текст представляет собой резюме видеоинтервью. Полная версия видеоинтервью доступна ниже.
О причинах ареста
У официальных властей, точнее, у руководства Российской Федерации накопилось очень сильное раздражение по поводу некоторых моих заявлений, которые широко цитировались западными массмедиа. В первую очередь, это те ссылки, которые делали западные СМИ на меня, когда они сообщали о том, что по обстоятельствам личного здоровья Путину досрочно придется уйти в отставку. И я знаю, что вопрос о моем задержании обсуждался на самом высоком уровне, и один из людей, я не буду называть его фамилию, который, собственно, и принял это решение, сказал: «как он нас достал». Выражение было более сильное, но я из цензурных соображений не буду его приводить.
Те 10 суток должны были стать лишь прологом к более длительному заключению. Предполагалось, когда я выйду из приемника на улицу, будет организована провокация, после которой меня тут же доставят в суд, снова обвинят в том, в чем обвиняли, в организации незаконного собрания, и уже в третий раз мне светил уголовный срок. Но благодаря помощи, в том числе офицеров МВД, этой участи мне в тот момент удалось избежать. Меня тайком, конспиративно, вывезли на милицейской машине с затемненными стеклами из внутреннего двора. Дальнейшая история не менее интересна: мне запретили, вернее, настоятельно попросили не пользоваться мобильным телефоном до того момента, пока нас не посадят в поезд. Более того, в поезде, как мне потом сказали, было два человека, которые нас сопровождали.
А вторая причина, она была дополнительной, я создал движение «Перемен», которое организует по выходным дням прогулки и встречи с друзьями. Это совершенно невинная, вегетарианская форма гражданской активности. Но поскольку мы оказались единственной группой людей в масштабах России, которые регулярно это проводят, то это тоже вызвало раздражение. И мое задержание, и временное заключение под стражу было первым звеном цепи провокаций по отношению к другим людям.
О пребывании за решеткой и отношении полицейских
Я бы не сказал, что это было каким-то непереносимым испытанием. Это неприятно, но все же по силам перенести. Это, по счастью, не тюрьма. Что касается сотрудников МВД: внешне они были корректны. Хотя корректность ведь тоже выражается по-разному. Одни четко соблюдали инструкции, а другие соблюдали инструкции по-человечески.
Очень интересна была их неформальная реакция: ко мне в разное время подходили несколько офицеров, говорили, что они первый раз видят человека, который так спокойно и с таким достоинством ведет себя в экстремальной ситуации. И причем мне это говорили и в тот момент, когда меня задержали, а меня задерживало несколько офицеров, которыми командовал подполковник из питерского главка, который специально приехал. Мне это говорили, когда держали двое суток в отделении в пресловутом «обезьяннике». Это такая форма психологического и морального давления. Они подходили ко мне тайком, потому что некоторые из них меня знают, и один из них сказал: «когда я узнал, что в отделение попал Валерий Соловей, то я не поверил, но когда увидел ваш паспорт, то убедился, что это действительно вы».
И потом, когда организовали пародию на суд, а это была именно пародия. И даже полицейские мне говорили, что такого издевательства над законом они еще не наблюдали. Я, кстати, скажу, что двое судей отказались от этого процесса, но нашелся третий, у которого проблемы с качеством диплома об образовании.
А в самом изоляторе было корректное отношение. Впрочем, оно было таким ко всем. Хотя мне сказали, что с моим появлением появились некоторые нововведения. Вдруг начал подходить врач и спрашивать о здоровье. Нас было немного в изоляторе, хотя сам он довольно большой, поэтому была возможность разместить заключенных по одному в камере. В общем-то, это довольно скучно, хотя пошло на пользу, я прошел цифровую детоксикацию, поскольку смартфонами пользоваться было нельзя. В день на 15 минут давали кнопочный телефон, по которому можно было позвонить. А социальные сети и все богатство мира, которым мы пользуемся через них и через интернет, обходило меня эти 10 суток стороной.
О страхе перед возможным продолжением истории
Нет, меня это не пугает. Я потому и был спокоен, что очень хорошо знаю, что я делаю и, главное, ради чего я это делаю. Ради освобождения страны, приношу извинения за высокопарную фразу, но это именно то, что чувствую, за что переживаю. И это составляет экзистенциальный стержень моих действий. Если человек знает, на что идет, то ему становится легче. Не хочу сказать, что от этого неприятности превращаются в нечто позитивное, это неправда, но ты хотя бы не воспринимаешь их как некие удары незрячей судьбы. Ты понимаешь, что в российских условиях это неизбежно.
Я очень люблю одну фразу Ганди, в России она не очень известна, но он сказал однажды: «нельзя считать полноценным человека, который не пробыл какое-то время в тюрьме». Это, конечно, преувеличение для нормального гражданина побывать в тюрьме российской или индийской. Но для тех людей, кто занимается в России оппозиционной политикой, мне кажется, это норма. Навальный в рассрочку чуть ли не полгода просидел, так что я со своими 10 сутками сущий новичок.
О расследовании Навального
С моей точки зрения, это очень качественный продукт. И его второе достоинство, помимо качества, это содержание, кстати, фактологически оно верно на 95%, с моей точки зрения. Там есть две неточности, на которые сразу хочу указать. Первое: в том коктейле, который принимал Навальный накануне, яда не было, иначе он утром уже был бы трупом. И второе: в этой операции принимали участие помимо офицеров ФСБ несколько офицеров главного управления генштаба, оно раньше ГРУ называлось. Впрочем, до этого легко можно было бы догадаться, даже не имея фактуры.
Несмотря на эти неточности, это очень качественный видеодокумент. И он появился в крайне удачный момент: Навальный фактически перехватил и сломал повестку большой пресс-конференции Путина. Это такой очень стрессовый фон для всех, кто работает в Кремле, по-настоящему стрессовый. Это колоссальный репутационный удар по российской власти. Кажется, что клейма уже негде ставить, а нет, остатки репутации просто разорваны. И я знаю, что даже в Германии, несмотря на войну в Украине, несмотря на все сложности отношений Запада с Россией, германская политика до этого года продолжала относиться к России позитивно. Но в последние 7-8 месяцев это позитивное отношение практически исчезло даже у тех, кто традиционно считался симпатизаторами России. И расследование Навального, конечно же, вбивает ещё один гвоздь.
О работе сотрудников ФСБ из расследования Навального
Эти офицеры действовали с абсолютной уверенностью, что у них все схвачено, что они находятся под прикрытием. Служба разучилась мышей ловить, потому что ей не было нужды вообще прятаться. Она себя считает хозяином России. А зачем напрягаться? Мы ведем себя так, как ведем. Они фактически не скрываются, когда ведут слежку за кем-то. Я это хорошо знаю, за мной же тоже было наблюдение. Сейчас оно восстановлено, вчера я видел двух человек, которые за мной наблюдали. Просто я раньше их уже видел, у меня очень хорошая память. И более того, мой собеседник тоже их видел, вчера у меня была беседа в центре Москвы с одним из знакомых. Они особо никогда и не таились. И, конечно же, это говорит о деквалификации.
Я знаю, что Александр Бортников (директор ФСБ, прим. Anews) сейчас переживает непростые часы. Тем более — стоит вопрос о его отставке, он и так стоял за достижение им возраста 70 лет. И вопрос этот должен быть решен в январе. Кстати, я тут подумал, что парадоксальным образом это может ему даже как-то помочь. Потому что Путин никогда, вы знаете эту его традицию и привычку, не убирает людей под общественным давлением. То есть — парадоксальным образом это может ему помочь, по крайней мере, в сохранении позиции. Но а что уж ему Владимир Владимирович говорит, я думаю, мы легко можем вообразить.
Почему не отменили пресс-конференцию?
Реальные, четкие пацаны никогда не отступают, никогда не пасуют. Это совершенно исключено, это не в психотипе президента. Он не боится таких вещей, они ему очень неприятны, но он не боится. И второе, Путин глубоко презирает Навального. Не нужно думать, что Путин его боится, он его глубоко презирает, это его позиция. Конечно, и тем обиднее получить такой репутационный щелчок по носу, тем паче, что качественные, очень важные и ключевые западные СМИ подхватили это. Это очень скверно, особенно в связи с попытками российского руководства как-то отмазать свою репутацию в глазах американского президента, потому что в Кремле опасаются, что политика в отношении России может резко ужесточиться, и хотели бы продемонстрировать видимость некой разрядки.
Кстати в эту разрядку и входила замена Бортникова, замена Лаврова и замена еще ряда руководителей российского правительства, включая и самого главу правительства. И назначение нового премьера, который бы имел, как кажется Кремлю, приемлемую репутацию в глазах Запада. Вот Алексея Кудрина, к примеру, речь шла о нем, в частности. Считают, что он мог бы наладить отношения или хотя бы попытаться.
Чего ожидать от 2021 года?
Я скажу словами моего учителя йоги, это было очень давно, который говорил: «радуйся тому, что ты встал и жив». Он говорил: «сегодня ты жив, и в этом наше счастье». В следующем году мы будем радоваться этому. Следующий год будет хуже того, который мы провожаем, к великому сожалению. Но мы дожили же до конца этого года. Будем держать пальцы скрещенными и постучим по дереву.
А следующий год будет гораздо хуже этого не потому, что новая пандемия грядет, а потому что в России на экономический кризис и социальную деградацию, наложится еще и очень острый, масштабный политический кризис. Главные риски придут к нам из сферы политики. Политический кризис — это всегда дезорганизация государственной жизни, не систем жизнеобеспечения — не стоит думать, что возникнут перебои с провизией, ничего подобного. Этого как раз и не будет. Но то, что снизится качество правления, оно и так очень низкое в провинции, вот этого стоит ожидать.
Следует ожидать возникновения ситуации безвластия, если кризис начнет разворачиваться. Ведь уже сейчас провинциальные политики предпочитают ничего не делать, ведь когда вы ничего не делаете, вы ничем не рискуете. А Россия так организована, что когда вы что-то делаете, то вы рискуете или вам нужно напрягаться. А они не хотят ни рисковать, ни напрягаться. Вот с этим нам придется столкнуться в гомерических масштабах, это очень негативно повлияет на наши жизни, ведь политические риски негативно влияют на экономическую и социальную динамику.
Про точечное решение проблем
Это все делается сейчас, на месяц, может быть, на полтора, пока большая пресс-конференция, потом послание Путина Федеральному Собранию. Потом на это наплюют, да и просто не смогут выдерживать. Да и потом, согласитесь, какой чудовищный контраст: президент России Путин, покоритель Крыма и цены на макарошки регулировать… Это способно вызвать только гомерический хохот. До чего докатилась страна. Есть такой нецензурный анекдот, который заканчивается фразой: вот мы с вами уже до мышей доразмножались. Это так выглядит, что дошли до мышей уже в полном смысле слова. Дальше осталось президенту регулировать работу сантехнических систем.