«Искушение». Половой акт с чувствами верующих и неверующих
Запрещённый в России фильм Пола Верховена раскрывает тему религии так, как это никому и не снилось.
Фрагмент постера к фильму «Искушение»
Очередная картина великого голландского режиссёра Пола Верховена «Искушение» (Benedetta) долго шла к зрителю: запланированная на 2019 год премьера состоялась только через два года. На экраны российских кинотеатров лента и вовсе не попала, не получив прокатное разрешение от государства. Теперь её наконец можно посмотреть онлайн, чтобы самостоятельно решить, насколько оправданно решение Минкульта РФ.
Дафна Патакия в фильме «Искушение»
«Искушение» рассказывает историю католической монашки XVII века Бенедетты Карлини (Виржини Эфира). Ещё с детства она чувствует особую связь с Девой Марией, а затем начинает встречать в своих видениях и самого Иисуса, «женой» которого стала после пострига. С Бенедеттой постоянно происходят «чудеса» — правда, каждый раз непонятно, какого они происхождения: божественного или человеческого. Когда в обитель попадает новенькая сестра, между женщинами возникает вполне себе плотская связь, вроде бы несовместимая с призванием монахини. Но и здесь Бенедетта не считает, что согрешила.
Джонатан Кузини в фильме «Искушение»
Такой фильм, как «Искушение», в мире не смог бы снять никто кроме Верховена. Любой другой режиссёр, взявшись за столь «чувствительную» тему, начал бы комплексовать, укрываясь ханжеской простынёй «серьёзного кино» или, напротив, скатившись в скабрёзность. У голландского маэстро, всю свою творческую жизнь плюющего на смешные человеческие табу, получилось иначе.
Во-первых, интересно: каждая сцена фильма, особенно в первой его половине, представляет собой настоящее зрелище. Вот маленькая Бенедетта призывает на помощь Деву Марию, и та является в виде птички, гадящей на лицо обидчику девочки. А вот Иисус в видении приходит ей на помощь с самым настоящим мечом и разрубает обвивающих её тело змей. Удивительно, что во всём этом нет ни грана пошлости — всё естественно, как сама жизнь (хотя в руках другого режиссёра превратилось бы в комедию, китч или фэнтези).
Виржини Эфира в фильме «Искушение»
Во-вторых, в «Искушении» всё осмысленно и подчинено главной художественной задаче: разобраться в том, что такое религия и как она соотносится с остальной жизнью. Вердикт Верховена прост и в то же время невозможен для христианского сознания. Религия — такая же часть жизни, как любовь, насилие и секс, и между ними не то чтобы нет непреодолимых барьеров, а нет вообще никаких. Соответственно, не может быть и никаких окончательных ответов на волнующие всех вопросы. Реальны ли «чудеса» Бенедетты, или это «фейк»? По большому счёту, это не имеет значения, ведь если человек способен на такой фейк, это уже чудо. И кто с уверенностью скажет, что подобного человека направляет не Бог?
Шарлотта Рэмплинг в фильме «Искушение»
В «Искушении» есть несколько откровенных сцен, но секс настолько очевидно не является доминантой фильма, что об этом и говорить нечего. А вот «оскорбление чувств верующих» (равно как и неверующих, ведь религиозное и антирелигиозное сознание суть одно) здесь усмотреть можно. Картина Верховена настолько враждебна одномерности споров о религии с их тупым столкновением pro и contra, что её сложно не запретить (хотя можно просто не заметить, как сделали на культурном Западе).
Так всегда бывает, когда степень внутренней свободы отдельного человека превосходит степень свободы общества. В случае Верховена эта разница настолько велика, что в самом деле кажется оскорбительной.