Татьяна Пельтцер

Фото актера Татьяна Пельтцер, биография и фильмография

Татьяна Пельтцер биография

Пельтцер Татьяна Ивановна

родилась 24 мая (6 июня) 1904 года (умерла 16 июля 1992) — Москва, Россия, СССР.

По отцовской линии семья Пельтцер происходила из российских немцев. Основатель династии, Наполеон Пельтцер, в 1821 году девятнадцатилетним юношей пришёл пешком в Россию из Рейнской области. Отец — Иоганн Робертович (Иван Романович) Пельтцер был актёром и всю жизнь называл себя Иваном Романовичем. Мать — Евгения Сергеевна Пельтцер, еврейка, дочь казённого раввина Киева.

В первый раз вышла на сцену в девять лет в спектакле «Камо грядеши» (сезон 1913 года), в труппе Н. Н. Синельникова в Екатеринославе, роль — Авлий, брат Литии. А за работу в следующей постановке — «Дворянское гнездо» — она впервые получила гонорар.
В 1914 году в спектакле «Анна Каренина» Татьяна играла Серёжу Каренина, и впечатлительных дам выносили из зала без чувств: так на них действовала сцена прощания Анны с сыном.
С 1916 года — «актриса по найму» в антрепризе Н.Н. Синельникова.
В 1920 году актрису приняли в труппу передвижного Театра Политуправления Революционного военного совета Республики.
Свой первый самостоятельный сезон начала в Ейске. Три года колесила по всей стране — Нахичевань, Пенза…

С 1925 года — актриса Театра МГСПС, в спектакле «Шторм» (режиссёр Любимов-Ланской) сыграла сразу две роли — Парашу и беременную женщину.

В 1936-1937 годах — актриса Ярославского драматического театре имени Фёдора Волкова.
В 1937-1938 годах — актриса Колхозного театра в Москве.
В 1938 году Татьяна Ивановна вернулась в театр МГСПС и узнала об открытии Театра Миниатюр. В 1940 она пришла в этом театр и «осела» там на семь лет.
На сцене Театра Миниатюр выходила в замечательной компании Рины Зелёной, Марии Мироновой, Александра Менакера, Натальи Нурм, Юрия Хржановского. Это было весело и сложно — новый жанр, репертуара почти не было. Энтузиастам приходилось действовать методом проб и ошибок. Там Татьяна Пельтцер перешла на бытовые роли в маленьких пьесках: управдом, молочница, банщица… Актриса смеялась над своими героинями и в то же время любила их. «У них крепкие руки и доброе сердце», — говорила она. Но и здесь Татьяне Ивановне приходилось нелегко. Её затмевали звёзды Мироновой и Зелёной, и переиграть их было не так-то просто. Тем не менее, у актрисы появились первые поклонники, ей начали писать письма, режиссёры стали приглашать на эпизоды в кино…

В 1947-1977 годах — актриса Театра Сатиры.

Первая роль в Театре сатиры — миссис Джекобс в памфлете Е. Петрова «Остров мира». Потом играла в спектаклях: «Чужой ребёнок», «Пролитая чашка», «Свадьба с приданым», «Хор», «Мои Надежды», «Старая дева», «Ложь для узкого круга», «Мой дом, моя крепость», «Завтрак у предводителя», «Интервенция», «Дом, где разбиваются сердца», «У времени в плену», «Темп 1929», «Малыш и Карлсон», и только две роли классического репертуара: Манефы в «На всякого мудреца довольно простоты» и Кукушкиной в «Доходном месте». В своей «бенефисной» роли тёти Тони в спектакле «Проснись и пой» Татьяна Ивановна пела, танцевала, взлетала по лестнице с лёгкостью молоденькой девушки, а ведь ей уже было под семьдесят. Так же заразительно она играла Марселину в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Среди множества сыгранных в Театре Сатиры ролей — главная роль в спектакле «Мамаша Кураж и её дети». Не было в ней привычного веселья, озорного блеска в глазах — перед нами была состарившаяся, измученная войной женщина, потерявшая своих детей. Пустые глаза, заторможенные движения…

Татьяна Ивановна Пельтцер стала народной артисткой СССР — первой за 48 лет существования Театра сатиры.

В кино дебютировала маленькой ролью в сатирической комедии «Свадьба» (1943), затем появилась в драме «Она защищает Родину». Первая значительная роль в кино — Плаксина в фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Простые люди» (1945). Огромную популярность принесла актрисе роль Лукерьи в спектакле «Свадьба с приданым», который был снят на плёнку и широко демонстрировался в кинотеатрах страны. Следом вышел фильм «Солдат Иван Бровкин», где сыграла мать главного героя.

Из воспоминаний Татьяны Ивановны Пельтцер («Советский экран», 1974 год):
«В кино, что такое настоящая режиссура, я поняла, поработав с Григорием Михайловичем Козинцевым. Его ассистентка, видевшая меня в театре, уговорила вызвать меня в Ленинград на пробу в фильме «Простые люди». Козинцев ставил его вместе с Траубергом. Помню, приехала я на студию, стою в бюро пропусков, вахтёрша меня этак взглядом смерила: «И чего, мол, такое из Москвы в Ленинград возят…» Козинцев мне потом говорил: «Если бы вы знали, какая у вас была отвратительная проба!» Но он поработал со мной, и роль (чудо, а не роль — женщина-одесситка, которая все потеряла в военных скитаниях, кроме оптимизма и душевности) удалась. Я в первый раз на съёмках поняла, как надо жить по режиссёрскому рисунку. «Простые люди» тогда на экран не вышли, картину выпустили лишь через несколько лет, и Козинцев её не любил. А мне эта работа дорога…»

После ухода режиссёра Марка Захарова в Театр Ленинского комсомола (Ленком), Татьяне Ивановне Пельтцер стало сложнее работать в театре — однажды на репетиции «Горе от ума» поссорилась с главным режиссёром театра Сатиры Валентином Плучеком и перешла на работу в Ленком в феврале 1977 года.
В последние годы жизни Татьяна Ивановна Пельтцер стала терять память. Она с трудом передвигалась, уже не могла запоминать текст, постоянно путала реплики. Но вся труппа, горячо любящая актрису, хотела, чтобы она играла.

В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Ивановна вновь попала в больницу. Там она упала и сломала шейку бедра. Для 88-летнего человека исход был один… Поздним московским вечером 16 июля 1992 года Татьяна Ивановна Пельтцер ушла из жизни.
Похоронена актриса в Москве на Введенском (Немецком) кладбище рядом с могилой отца (участок № 28).
Дополнить биографию

Татьяна Пельтцер Личная жизнь

В конце 20-х Татьяна Пельтцер познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим в Москву учиться в Школе Коминтерна. В 1927 году она вышла за него замуж, а в 1930 году супруги переехали в Германию. Там Татьяна по ходатайству мужа вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство. Казалось, все складывалось хорошо, но при всём благополучии заграничной жизни, при всей любви к мужу и даже, несмотря на собственные немецкие корни, Татьяна не смогла долго оставаться вне Родины. Прожив с Гансом в общей сложности четыре года, она уговорила его расстаться. Со своим бывшим мужем они оставались друзьями всю жизнь. Ганс женился на другой женщине, у них родился сын, когда мальчик приехал в Москву учиться, он бывал у Татьяны Ивановны, даже жил у нее какое-то время. Вторая жена Ганса ревновала мужа к Пельтцер, выражала недовольство их перепиской, но совсем оборвать отношения между бывшими супругами не смогла. Замуж Татьяна Ивановна так больше и не вышла. Долгие годы ее семьей был отец Иван Романович. В 1959 году он умер. Последние годы, после того как его выгнала молодая жена, он прожил у дочери.

Награды

Заслуженная артистка РСФСР (1954)
Народная артистка РСФСР (1960)
Народная артистка СССР (1972), первая удостоена этого звания среди артистов Московского театра сатиры
Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли Лукерьи Васильевны Похлёбкиной в спектакле «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова
орден Ленина (1984)
орден Октябрьской Революции (1974)
орден Трудового Красного Знамени (1967)
медали.

Работы в театре

1947 — «Человек с того света» В. А. Дыховичного, М. Р. Слободского (режиссёр Э. Б. Краснянский) — Клавдия Павловна, жена Матвеева
1948 — «Вас вызывает Таймыр» А. А. Галича и К. Ф. Исаева (режиссёр А. А. Гончаров) — дежурная по 13-му этажу
1948 — «Остров мира» Е. П. Петрова (режиссёр Э. Б. Краснянский) — миссис Джекобс
1949 — «Кто виноват?» Георгия Мдивани. Режиссёр Э. Б. Краснянский — Маслова
1950 — «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова; режиссёр Б. И. Равенских — Лукерья Васильевна Похлёбкина
1950 — «Не ваше дело» В. С. Полякова Режиссёр В. Н. Плучек — Мама
1952 — «Пролитая чаша» Ван Шифу Режиссёр Н. В. Петров, В. Н. Плучека — Цю, вдова министра
1952 — «Личная жизнь» К. Я. Финна Режиссёры Ю. П. Егоров, Г. С. Победоносцев — Татьяна Игнатьевна Филимонова
1955 — «Чужой ребенок» В. В. Шкваркина Режиссёр О. П. Солюс — Караулова
1957 — «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета Режиссёр В. Н. Плучек — Анна
1958 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Манефа
1960 — «Слепое счастье» А. Ю. Кузнецова, Г. Г. Штайна Режиссёр О. П. Солюс — Евдокия
1961 — «Яблоко раздора» М. Бирюкова Режиссёр В. Н. Плучек — Дудукалка
1962 — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу. Режиссёр В. Н. Плучек — няня Гинесс
1966 — «Старая дева» И. В. Штока; режиссёр А. Б. Шатрин — Прасковья Дмитриевна
1967 — «Интервенция» Л. И. Славина; режиссёр В. Н. Плучек — мадам Ксидиас
1967 — «Доходное место» (А. Н. Островский); режиссёр М. А. Захаров — Кукушкина
1968 — «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»; режиссёр С. Мишулин — Фрекен Бок
1969 — «Безумный день или женитьба Фигаро» Бомарше; Режиссёр В. Н. Плучек — Марселина
1970 — «У времени в плену» А. Штейна Режиссёр В. Н. Плучек — мать Скитальца морей
1970 — «Проснись и пой» М. Дьярфаша; режиссёр М. А. Захаров — тётя Тони
1971 — «Темп-1929» по произведениям Н. Ф. Погодина; режиссёр М. А. Захаров — Софья
1972 — «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта; режиссёр М. А. Захаров — Мамаша Кураж
1973 — «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова, Г. И. Горина Режиссёры — А. А. Ширвиндт, А. А. Миронов
1974 — «Тиль» Г. Горина по роману Ш. де Костера; Режиссёр М. А. Захаров — Старуха Стивен
1975 — «Иванов» А. П. Чехова Режиссёр М. А. Захаров — Авдотья Назаровна, старуха с неопределенною профессией
1977 — «Мои Надежды» М. Ф. Шатрова Режиссёр М. А. Захаров — Тетя Надя Бурыгина, бывшая ткачиха
1977 — «Хория» («Именем Земли и Солнца») И. Друцэ Режиссёр М. А. Захаров — Тетушка Арвира, школьная уборщица
1978 — «Революционный этюд» М. Ф. Шатрова Режиссёр М. А. Захаров (совместно с Ю. А. Махаевым) — Клара Цеткин
1985 — «Три девушки в голубом» Л. С. Петрушевской Режиссёр М. А. Захаров — Фёдоровна
1985 — «Встречи на Сретенке» В. Л. Кондратьева. Режиссёр Г. М. Черняховский — Тётя Варя
1986 — «Диктатура совести» М. Ф. Шатрова Режиссёр М. А. Захаров — Н. К. Крупская
1987 — «Царь-Рыба» В. П. Астафьева. Режиссёр Г. М. Черняховский — Царь-Рыба
1989 — «Мудрец» («На всякого мудреца довольно простоты») А. Н. Островского — Манефа
1989 — «Поминальная молитва» Г. И. Горина; Режиссёр М. А. Захаров — Берта

Татьяна Пельтцер фильмография

1986
После дождичка в четверг (комедия)

сторожиха
1984
Формула любви (комедия, мелодрама, приключения)

Федосья Ивановна
1981
Ночное происшествие (детектив, криминал)

Александра Алексеевна
1980
Вам и не снилось (драма)

бабушка Ромы мать Веры Васильевны, жила в Ленинграде
1976
Единственная (драма, мелодрама)

Анна Вильгельмовна врач-невропатолог
1976
Двенадцать стульев (комедия)

Клавдия Ивановна
1964
Морозко (сказка)

Мать жениха
1958
Иван Бровкин на целине (комедия)

Евдокия Макаровна Бровкина мать Ивана главная роль
1956
Медовый месяц (комедия)

Вера Аркадьевна
1955
Солдат Иван Бровкин (комедия, приключения)

Евдокия Макаровна Бровкина мать Ивана главная роль
1955
Максим Перепелица (комедия)

бабка
1954
Большая семья (драма)

тётя Лиза
1954
Укротительница тигров (комедия)

Эмми Степановна Сальтерино

Татьяна Пельтцер фото

Актер Татьяна Пельтцер фото
Фото актера Татьяна Пельтцер
Татьяна Пельтцер актеры фото биография
Татьяна Пельтцер актеры фото сейчас
Татьяна Пельтцер фото жизнь актеров
Татьяна Пельтцер фото
Татьяна Пельтцер фото

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»