Татьяна Панкова
Татьяна Панкова биография
Татьяна Петровна Панкова родилась 27 декабря 1916 (9 января 1917) года в Петрограде.
Заслуженная артистка РСФСР (29.03.1966).
Народная артистка РСФСР (16.04.1984).
Панкова Татьяна Петровна родилась 27 декабря 1916 года в Ленинграде. В семье Панковых всегда царил дух театра, несмотря на то, что глава семьи был крупным инженером-технологом, человеком точных наук, а мать преподавала математику в институте, у нее даже свой задачник был.
По линии отца Панковы были четвертым или пятым поколением, жившим в Петербурге. Причем, отец являлся потомственным инженером, еще его дед был главным инженером Металлического завода. Это целая династия, которую нарушили дети Панковых, чем очень расстроили родителей, особенно отца, который всегда был против театральных профессий.
А театральные задатки-то, скорее всего, лежали в самом центре сопротивления – в отце. Он был натура необычайно поэтическая, с присущим ему артистизмом часто декламировал детям стихи, умудряясь переделывать в стихи русские народные сказки.
Детей в семье было четверо, и все четверо стали актерами. Стремление к сцене старшего брата, очень талантливого человека, было непобедимо, он первый нарушил традицию, пошел в театр и заразил всех. Василий Панков погиб на войне. Он был призван на службу в Театр Балтийского флота.
Самым знаменитым из Панковых оказался Павел — он играл на сцене Театра комедии, затем — в БДТ, много снимался в кино. Младшая сестра Нина после тяжелого ранения, поступила на один курс с Павлом при БДТ. Нина Панкова довольно долго играла в БДТ – и Татьяну в «Разломе», и Антонину в «Достигаеве», – а потом увлеклась педагогической работой, ушла и почти тридцать лет работала в ГИТТИСе…
Сама Татьяна Панкова в школе следовала по стопам матери, увлекалась математикой. Даже были неплохие успехи — победы на Олимпиадах, первое место по стране среди девушек. Получив аттестат, поступила в Ленинградский университет на физико-математический факультет. Но, скоро поняв, что научной работой заниматься не сможет, Татьяна переходит в Политехнический институт на отделение металлургии.
И, исполнив свой семейный долг, положив перед отцом диплом об окончании института, она все-таки отправляется в Москву, где с охватившим ее азартом поступления, да и проверить себя, захотелось, — кроме Щепкинского, сдает экзамены и в студию при Реалистическом театре, в Щукинское, и в студию при Камерном театре, и везде поступает. А учиться, все–таки, пошла в Щепкинское, попала на курс замечательных педагогов Константина Александровича Зубова и Александра Павловича Грузинского.
В военные годы с фронтовым филиалом Малого театра Татьяна Панкова объездила все фронты. Выступала в частях действующей армии по семь-восемь часов в день. Порой под открытым небом, в семистах метрах от немцев, чаще всего на грузовиках с открытыми бортами. Два года она ездила по фронтам, играя на пределе душевных и физических сил. И была счастлива, что среди крови и смерти, могла подарить людям минуты отдыха, воспоминания о мирной жизни.
Учитель Татьяны Панковой, Константин Александрович Зубов, был художественным руководителем театра. Он поддерживал многолетнюю установку Малого театра: в пьесе должны быть задействованы все три поколения – и старики, и средний возраст, и молодежь.
Амплуа актрисы Паниной определилось сразу, еще в студенческие годы. С самого начала стала играть старух. И первая ее работа – Семеновна, мать двоих детей, в «Сотворении мира» Погодина. А вторая роль – семидесятилетняя Ефросинья Старицкая в «Иване Грозном». Татьяну Панкову часто сравнивали с великой, как теперь говорят, Блюменталь — Тамариной, которая вообще с девятнадцати лет играла старушек. Видимо, это, человеческое свойство такое, амплуа.
На сцене Малого театра Панковой сыграно более ста ролей. Актриса вызывала восторженные отклики в пьесах Островского, Чехова, Сухово — Кобылина, в современных пьесах и авангарде, в мюзиклах и детских сказках. Как не похожа неистовая мрачно-честолюбивая Ефросиния Старицкая в «Иване Грозном» на совершившую злодейство, изворотливую Матрену во «Власти тьмы». Или обрядово-торжественная в своем тиранстве Кабаниха в «Грозе», и алчная старуха Тинкер в «Ярмарке тщеславия» на фанатично преданную своей госпоже Энону в «Федре».
А чинная, замкнутая Элоиза в «Мамуре» на лукавую, с природным юмором Евсеевну в «Холопах»… Вот уже полвека служит актриса единственному в ее жизни театру. Именно это, почти старомодное слово «служение» лучше всего характеризует трепетное, священное отношение к сцене, присущее старейшим мастерам, среди которых и Татьяна Панкова. «Я благодарю судьбу, потому что когда нет работы – это самое мучительное для актера. Что может быть хуже? …Разве что плохо играть».
Впервые на киноэкране Татьяна Панкова появилась в 1944 году — в роли Ефросиньи Старицкой в исторической ленте «Иван Грозный». Следующей роли пришлось ждать 10 лет. В 1954 году Панкову пригласили сниматься в киноленте «Анна на шее». Там она играла портниху – просто выносила коробку с платьем и говорила одну какую–то неприметную фразу. А почему пригласили именно ее, непонятно. Наверное, кто-то посоветовал. Тогда, кроме головной боли, актриса ничего не чувствовала. Но гениальный режиссер Анненский написал маленькую сцену примерки, которую актриса заканчивает словами: «Не женщина – фея!» А потом сочинил и второй ее выход – к Владиславскому. Так что сделал какую-то малюсенькую рольку из эпизода. После этого Анненский стал всегда приглашать Панкову: «Княжна Мэри», «День рождения», «Екатерина Воронина». Режиссер очень полюбил талантливую актрису и называл ее «своим автографом».
Кино Татьяна Панкова любит, прежде всего, за то, что каждый день что-то обязательно идет в пленку. Что-то в корзину, но что-то ведь и в пленку. То есть премьера, и вы уже ничего не сможете исправить. А так, как подтягивает премьера, ничто не подтягивает. Собранность, которую требует кинематограф, огромна. Она не дает расслабиться. Хотя, в кино в основном использует то, что сделал актер в театре. Есть, конечно, и такие природные киноактеры, как Вячеслав Тихонов, но это, наверное, особый дар.
Вслед за «Анной на шее» «Княжной Мэри» была, не менее знаменитая кинороль Анны Терентьевны (или просто тетушки) в фильме Надежды Кошеверовой «Медовый месяц». Как признается сама актриса, атмосфера у Кошеверовой была великолепна, как и у Анненского. На съемках «Медового месяца» Татьяна Панкова чувствовала настоящее актерское братство. Отношение друг к другу было великолепное, в какие бы трудные условия актеры не попадали, все друг другу помогали…
За годы творческой жизни Панкова снялась во многих фильмах. Одна из самых блистательных киноролей Татьяны Панковой, заслуживших признание публики — княгиня Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья» режиссера В. Мотыля. Она принесла актрисе наибольшую известность. Панкова просто влюбилась в эту страницу истории России, связанную с героями-декабристами. Это одна из лучших наших страниц. Какие были люди! Крепостники требовали отмены крепостного права. Какое благородство души, какая бескорыстность и чистота! Эта тема, конечно, покоряла необыкновенно. Съемочная группа была допущены к определенным материалам в Ленинградскую публичную библиотеку. И все просиживали там целыми днями, изучая даже те документы, письма и книги, которые до сих пор недоступны для массового пользования.
Среди других известных работ актрисы в кино: Нанетта в «Евгении Гранде», мадам Стороженко в ленте «Хуторок в степи», Луиза Бронеславовна в «Сфинксе», тетка Торкеля в картине «Все красное» и тетка героя в «Самозванцах».
Первый супруг Татьяны Панковой — Борис Шляпников был актером БДТ. За него она вышла замуж чуть ли не в десятом классе. Но он оказался на том же самом корабле, что и старший брат актрисы, и погиб вместе с ним.
Второй муж — Костя Назаров великолепно начинал в Малом театре, но он, к сожалению, спился. Его уволили из театра, он никак не мог остановиться. Панкова ушла от него. Может быть, зря. Может быть, надо было ему помочь, но тогда пришлось бы выбирать между ним и театром, а Татьяна Панкова очень устала и уж никак не хотела оставлять сцену. И впоследствии, правда, она часто думала, что все ее жизненные несчастья и огорчения связаны с тем, что она так поступила. Кто знает….
А в третий раз актриса вышла замуж за аспиранта консерватории Олега Агаркова, кандидата искусствоведческих наук, профессора Института им.Гнесиных, руководителя оперной студии, дирижера камерного оркестра, получившего кубок Г.Караяна. Он много ездил с гастролями. Взять к себе его студентов считали за счастье многие музыкальные коллективы страны. В доме всегда звучала классическая музыка. Любимые композиторы — Моцарт, Бетховен, Прокофьев, Скрябин.
Актриса любит путешествовать. Обожает горный туризм. Проехала почти всю Европу, была в Японии, Индии, Китае. Ее эрудиции, широте духовных запросов, щедрости, с какой она делиться знаниями, можно позавидовать.
По своей натуре Татьяна Петровна Панкова — человек очень деятельный. Она является членом Союза театральных деятелей, заместителем председателя социально-бытовой комиссии. С большим азартом и неуемным темпераментом, как и на сцене, она кого-то куда-то устраивает, достает путевки в санаторий, лекарства, навещает больных или своих товарищей ветеранов сцены.
Сегодня Татьяна Петровна Панкова много занята в театре: играет, репетирует, живет в театре также увлеченно, с таким же трудолюбием и задором, как и дебютантка, для которой именно эта роль решает ее дальнейшую судьбу. Она достойно и по-своему продолжает традиции старейшего русского театра, ибо в Малом театре прошлое — это часть настоящего. И, может быть, символично, что сейчас Татьяна Петровна Панкова занимает гримоуборную Веры Николаевны Пашенной. Портрет бывшей хозяйки на стене — все это словно живая нить, связующая «век нынешний и век минувший».
Дополнить биографию
Награды
Народная артистка России (1984)
Кавалер 2-х орденов «Знак Почета» (1949, 1974)
Кавалер Ордена Почета (1998)
Награждена медалями: «Ветеран труда» (1984), «В память 800-летия Москвы» (1948), «В память 850-летия Москвы» (1997), «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «Медаль Жукова» (1986)
Работы в театре
Роли на сцене Малого театра:
1945 — Женщина в толпе, «Иван Грозный» А.Н. Толстого
1945 — Купчиха, «Бешеные деньги» А.Н. Островского
1945 — Семеновна, «Сотворение мира» Н.Ф. Погодина
1946 — Мисс Абэй, «Мисс Гоббс» Д.К. Джерома
1946 — Степанида, «Мещане» М. Горького
1946 — Фрейлина, «Стакан воды» Э. Скриба
1948 — Миссис Пирс, «Пигмалион» Б. Шоу
1948 — Билетерша, «Великая сила» Б. Ромашова
1948 — Дуэнья, «Рюи Блаз» В. Гюго
1948 — Пошлепкина, «Ревизор» Н.В. Гоголя
1950 — Бобылиха, «Снегурочка» А.Н. Островского
1950 — Цыганка, «Бесприданница» А.Н. Островского
1950 — Нанетта, «Евгения Гранде» О. де Бальзака
1951 — Луша, «Настя Колосова» В. Овечкина
1951 — Настасья Ивановна, «Живой труп» Л.Н. Толстого
1954 — Тетя Катя, «Иван Рыбаков» В. Гусева
1955 — Колхозница, «Крылья» А. Корнейчука
1955 — 2-я ведьма, «Макбет» У. Шекспира
1955 — Катарина, «Макбет» У. Шекспира
1956 — Сойка, «Доктор философии» Б. Нушича
1956 — Вишневая, «Крылья» А. Корнейчука
1956 — Г-жа Спасоевич, «Доктор философии» Б. Нушича
1956 — Гостья на балу, «Горе от ума» А.С. Грибоедова
1957 — Марфа Плаксиха, «Вечный источник» Д. Зорина
1957 — Корреспондент, «Проданная колыбельная» Х. Лакснеса
1958 — Приживалка, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М. Достоевского
1958 — Баба, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого
1958 — Тинкер, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея
1959 — Леди на балу, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда
1959 — Кукушкина, «Доходное место» А.Н. Островского
1959 — Миссис Каупер, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда
1959 — Фоминишна, «Свои люди — сочтемся» А.Н. Островского
1960 — Соседка, «Неравный бой» В.С. Розова
1961 — Матрена, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого
1962 — Кабаниха, «Гроза» А.Н. Островского
1963 — Элеонора, «Бабьи сплетни» К. Гольдони
1964 — Нюша, «Главная роль» С. Алешина
1964 — Степанида, «Светит да не греет» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева
1964 — Тетя Жанна, «Украли консула» Г. Мдивани
1965 — Кармелла, «Рождество в доме синьора Купьелло» Э. де Филлипо
1965 — Сойка, «Доктор философии» Б. Нушича
1966 — Пошлепкина, «Ревизор» Н.В. Гоголя
1968 — Захаровна, «Старик» М. Горького
1970 — Прасковья Михайловна, «Человек и глобус» В. Лаврентьева
1970 — Балканиха, «Растеряева улица» по Г. Успенскому
1972 — Мария Тихоновна, «Самый Последний день» Б. Успенскому
1973 — Зыбкина, «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского
1975 — Долгова, «Касатка» А.Н. Толстого
1975 — Хлестова, «Горе от ума» А.С. Грибоедова
1976 — Тетя Саша, «Так и будет» К.М. Симонова
1976 — Ольга Малышева, «Беседы при ясной луне» по В. Шукшину
1976 — Бубнова, «Униженные и оскорбленные» по Ф.М. Достоевскому
1977 — Волохова, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого
1977 — Горностаева, «Любовь Яровая» К. Тренева
1978 — Элоиза, «Мамуре» Ж. Сармана
1980 — Красавина, «Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского
1981 — Вихориха, «Каменный цветок» П. Бажова
1982 — Авдотья Степановна, «Ивушка неплакучая» М. Алексеева
1983 — Тельба, «Утренняя фея» А. Касоны
1984 — Врач, «Мой любимый клоун» В.Б. Ливанова
1984 — Настасья Ивановна, «Живой труп» Л.Н. Толстого
1985 — Энона, «Федра» Ж. Расина
1987 — Мозглякова, «Сон о белых горах» В.П. Астафьева
1987 — Евсевна, «Холопы» П.П. Гнедича
1989 — Кукушкина, «Доходное место» А.Н. Островского
1990 — Онуфриевна, «Князь Серебряный» А.К. Толстого
1991 — Кунигунда фон Турнек, «Кетхен из Хайльбронна» Г. Клейста
1993 — Епишкина, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского
1994 — Анфуса Тихоновна, «Волки и овцы» А.Н. Островского
1997 — Атуева, «Свадьба Кречинского» по пьесе А.В. Сухово-Кобылина
1998 — Кораблева, «Воскресение» Л.Н. Толстого
1998 — Эбба Карлсдоттер, «Король Густав Васа» А. Стриндберга
2000 — Княгиня Тугоуховская, «Горе от ума» А.С. Грибоедова
2001 — Авдотья Назаровна, «Иванов» А.П. Чехова
2002 — Манефа, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
Татьяна Панкова фильмография
1986
Женитьба Бальзаминова (комедия)
Акулина Гавриловна Красавина
1984
Жестокий романс (драма, мелодрама)
Ефросинья Потаповна
1956
Медовый месяц (комедия)
Анна Терентьевна
Татьяна Панкова фото