Алексей Петренко

Фото актера Алексей Петренко, биография и фильмография

Алексей Петренко биография

Алексей Васильевич Петренко

родился 26 марта 1938 года (умер 22 февраля 2017) — с. Чемер, Россия, СССР.

Алексей Петренко родился на Украине в крестьянской семье 26 марта 1938 года. Правда, в его паспорте стоит совсем другая дата – 1 апреля 1938 года. Именно в этот день его отец, крестьянин Василий Алексеевич Петренко, наконец-то, добрался до сельсовета с новостью о рождении сына. Но в те годы строго следили, чтобы детей регистрировали своевременно, вот Василий Алексеевич со страху и соврал, что сын появился на свет только сегодня.

Алексей Петренко всегда производил впечатление человека трудового, основательного. Про таких, как он, говорят — рукастый. Он и в самом деле многое умеет — был слесарем, матросом, пастухом, даже мебель сам не прочь смастерить. В молодости Алексей Петренко увлекался спортом, занимался борьбой, и боксом маненько, но руководитель драмкружка во Дворце пионеров отсоветовал, сказав, что боксерам часто носы ломают. И от борьбы отвадил, пугая на этот раз сломанными ушами… Вот и пришлось Петренко податься в актеры.

Два раза Алексей «благополучно» проваливался на вступительных экзаменах в Киевский театральный институт. Возвращаясь из Киева, он, чтобы не сидеть на шее у родителей, устраивался работать кузнецом. Говорят, что кузнецы – спокойные, основательные люди. Наверное, оттуда у Петренко такой серьезный, сосредоточенный взгляд, крепкое, мускулистое тело. Кажется, что он и сегодня легко поднимет тяжеленную кувалду… О своих бывших коллегах-кузнецах он вспоминает с большим уважением: «Я преклоняюсь перед этими людьми, они дали мне не меньше, чем мои коллеги-актеры».

В третий раз Петренко отправился попытать счастья в Харьковский театральный институт. Перед экзаменами ему очень повезло – он встретил театрального деятеля Трофима Карповича Ольховского. Юноша произвел на педагога большое впечатление, и тот заявил экзаменаторам: «Що хочте робыте, а щоб цей хлопчик у меня був. Я хочу его вчыты…»

Театр. Из периферии в северную столицу

Окончив училище в 1961 году, Алексей служил в Запорожском музыкально-драматическом театре имени Щорса, потом в Донецком русском драматическом театре в городе Жданове. Позднее, в 1964 году, хлебнув сполна бед и тягот периферийной сцены, наигравшись крохотных, случайных ролей, Алексей Петренко по приглашению Игоря Владимирова перебрался в ленинградский Театр имени Ленсовета. И первой его работой стала роль Солдата в сказке «Солдат и змея».

Сказать, что Петренко сразу же ворвался в театральную жизнь северной столицы, было бы неверно. Поначалу Алексея Петренко видели, как острохарактерного актера и доверяли роли, подобные Бьенделло в «Укрощении строптивой». Характерные роли Петренко играл великолепно, но его талант был гораздо шире. Со временем он это блестяще доказал в образах графа Воронцова из «Пушкина в Одессе», Свидригайлова в «Преступлении и наказании», Матиаса-Монеты в «Трехгрошовой опере» и других.

Первые роли в кино

В кино Алексей Петренко начал сниматься в 1967 году. Первые роли Петренко были прелюдией к его крупным работам. Справедливо будет заметить, что актеру удавалось превратить любой образ в нечто значительное: фарцовщик в приключении «День солнца и дождя», Освальд в «Короле Лире» Григория Козинцева.
Визитной карточкой Алексея Петренко, главным, выдающимся художественным созданием актера стал Григорий Распутин в теперь уже классической киноленте «Агония» (1974). Когда Элим Климов только начинал работу над фильмом «Агония», то более всего боялся ошибиться в выборе актера на роль Распутина. Слишком уж фигура трудноподъемная и сложнообъяснимая, загадка, которая и сегодня до конца не разгадана. На эту роль пробовались все известные мастера экрана, и даже был утвержден один из них — Леонид Марков. Но в это время режиссер-постановщик картины случайно забрел на спектакль «Преступление и наказание», где Свидригайлова играл молодой исполнитель, знакомый только ленинградским театралам. В тот вечер Климов принял решение сделать ставку на неизвестного, неопытного в кино Алексея Петренко.

Съемки шли непросто, Климов буквально загонял, вымотал Петренко физически. Режиссер вспоминал: «Петренко относится к очень редкой категории артистов, таких, как Алиса Фрейндлих, Инна Чурикова, которые рискуют пропускать через себя высокую энергию. Это очень опасно, и режиссер должен уметь защищать актера, потому что это, что называется, чревато. И вот во время съемок «Агонии» я его так загонял, что он попал в больницу со стенокардическим приступом. Мы остановились на несколько месяцев, и я до сих пор виню себя в этом…»

Это сверхнапряжение того стоило. Петренко создал незабываемый образ Распутина, но, к сожалению, широкому зрителю долгое время эта картина была не доступна. После премьеры фильма Леонид Ильич Брежнев недоуменно заметил: «А зачем это?», а у главы ГДР Эрика Хонекера фильм и вовсе вызвал негативную реакцию. После этого, вполне естественно, судьба картины была решена. «Агония» пролежала «на полке» десять лет и вышла в прокат лишь в 1985 году…

Среди ранних работ актера нельзя не отметить и небольшую роль летчика Юрия Строганова в картине Германа «Двадцать дней без войны» (1976). Герой Алексея Петренко – человек, лишившийся опоры в жизни. Он едет с фронта домой, чтобы расправиться с изменившей ему женой. К счастью, он одумается и не натворит беды, но жену так и не простит. В этой картине у Петренко всего-то монолог, хотя довольно длинный. Но как пронзителен этот монолог. Потому то и роль запомнилась зрителям на долгие годы.

Образы сильных мира сего

Актером созданы образы, иной раз тихие на вид, но в них бушуют природная необузданность и невероятные страсти, гуляет горячая кровь, готовая залить всех остальных своим пожаром. Алексей Петренко умеет передать звериное нутро, иной раз глубоко запрятанное в человеке. В его персонажах всегда присутствует Кураж.

Так в картине Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Алексей Петренко снялся в роли самодержца Петра Великого — не по крови, по нутру. Актер сделал роль весело и хитро, с умом смекалистого и озорного русского мужика. Тут Петр — и отец родной, но и, как положено, бороды топором рубает своим подданным, плясать всех чохом заставляет, насаждает новую моду и жизнь, непривычную русской душе. Дуэт с Владимиром Высоцким получился неожиданно гармоничным, несмотря на разность актерских и человеческих фактур. А вот от роли Петра Великого в американском проекте Алексей Петренко в свое время отказался.

Сыграл Алексей Петренко и Сталина в картине «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» Юрия Кары по роману Фазиля Искандера «Сандро из Чегема», при этом, не имея от природы ни капли портретного сходства с «отцом народов». Но тут стилистика была соответствующая — искандеровская, печально-ироничная, а Сталин проводил время в ночных кутежах. К образу Сталина актер вернулся в картине «Кооператив «Политбюро», или будет долгим прощание» Михаила Пташука. На сей раз, актер сыграл двойника Сталина, участвующего в шоу, ставших модными в одно время.

Фейерверк ролей

Алексей Петренко всегда подходил к созданию своих образов с ответственностью. Да, он именно создавал своих героев, часто не играя в предложенных ему рамках, а идя наперекор режиссерской роли. Не смотря на это, самые разные режиссеры мечтали, чтобы он сыграл в их фильмах. Среди них, например, знаменитая Динара Асанова, у которой актер снялся в 1976 году в роли директора школы Кирилла Алексеевича Назарова в драме «Ключ без права передачи». Именно присутствие в фильме Петренко сдвинуло все акценты, превратив его персонаж из второстепенного героя в основного, можно даже сказать в нравственный центр картины.

У той же Динары Асановой Петренко вновь снялся в 1977 году в социальной драме «Беда». Вновь приглашал его и Элем Климов — в 1982 году актер сыграл роль угрюмого председателя сельсовета в социальной драме «Прощание». Кроме того, Алексей Петренко сотрудничал с такими известными режиссерами, как: Виталий Мельников (главная роль в комедии «Женитьба» по Гоголю), Сергей Герасимов (в его последней ленте «Лев Толстой»), Владимир Мотыль (главная роль в трагикомедии «Невероятное пари» по мотивам Чехова), Вадим Абдрашитов (в современной притче «Слуга»). Многим зрителям запомнилась его работа в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка Иф». Это его аббат Фариа морально поддерживает попавшего в темницу Эдмона Дантеса (Виктор Авилов), а потом передает ему тайну сокровищ острова Монте-Кристо.
Не обошел Алексея Петренко своим вниманием и Эльдар Рязанов. В знаменитом «Жестоком романсе» он доверил актеру роль Мокия Парменыча Кнурова. Паратов-Кнуров-Вожеватов в исполнении блистательного трио Михалков-Петренко-Проскурин – это удивительно точный и яркий срез российского купечества 19 века. Из этой тройки Кнуров кажется самым неприступным и грозным. Но на поверку, именно его герой из стаи хищников проявляет самые человеческие качества.

В активе Петренко не только глубокие драматические образы. Актер легко чувствовал себя и в жанре комедии. В середине 80-х большой популярностью у зрителей пользовалась короткометражка «Давыдов и Голиаф» режиссера Геннадия Байсака. Два персонажа – маленький, щупленький семиклассник Витя Давыдов в исполнении Саши Солдатова и рабочий завода, прозванный за свое могучее телосложение Голиафом, роль которого и исполнил Алексей Петренко. На этом противопоставлении и поставлен фильм. Честный школьник вступает в неравную борьбу с матерым «несуном» и одерживает победу…

В телеверсии «Мертвых душ» (1984) Господь так распорядился, что Алексею Петренко довелось поработать с Павлом Луспекаевым, чем он очень гордится. Павел Луспекаев гениально исполнил роль Ноздрева, а Петренко изображал пристава, который приходит арестовать Ноздрева. «Понимаете? Я арестовываю Луспекаева! Хотя бы так… А ведь могло и этого не быть», — волнуется, вспоминая Алексей Петренко. Актер, которому изначально дали роль пристава, не смог выучить заковыристый текст вовремя, тогда – то и позвонили Петренко: «Через три часа запись, успеешь подготовиться?» Успел… Видимо, в жизни ничего зря не бывает.

«Сибирский цирюльник»

В конце 90-х Алексею Петренко довелось вновь поработать с Никитой Михалковым. В «Сибирском цирюльнике» Никита Сергеевич преподнес ему эпохальную роль генерала Радлова. Его Радлов вписался во все бублички-прянички, гулянья на Девичьем поле, достойные кисти Кустодиева и ярмарочных картинок, вполне оправдал удалой размах режиссера — запечатлеть лубочную, давно ушедшую матушку Россию. Радлов жевал граненые стаканы, гулял и куролесил, показывая всю мощь и доблесть русской натуры, широкой, словно Масленица.

Эта вечно хмельная головушка, человек «без руля и ветрил» влюблялся по-детски в иностранную, диковинную женщину. Словом, он — русский, и этим многое объяснялось в его поведении. Кстати, про Масленицу: актер очень убедительно изображал пьяного на ней. Вообще-то, до работы и на съемочной площадке он никогда не пьет. Закон. Но в тот раз, Никита Михалков налил ему водки… Но это не помогло, а только мешало. Когда снимали сцену Масленицы, на Петренко навешали килограммов сорок разного реквизита. Костюмеры не могли все за один раз донести, а ему в этом наряде пришлось с цыганами вприсядку отплясывать…

На съемках «Сибирского цирюльника» у актера случился второй инфаркт — это тоже, наверное, плата за кино. Съемки, правда, не пришлось переносить. Алексей Петренко, тьфу, тьфу, тьфу…, со своим инфарктом как-то очень удачно вписался, и на картине это не отразилось. Правда, несколько раз пришлось тайком пробираться из больничной палаты на съемки.

В новом веке

Петренко часто вынужден оправдывать режиссерскую неубедительность и расплачиваться за нее. Он умеет войти в самое причудливое эстетическое пространство, неизменно привлекает к себе внимание самых изощренных и неожиданных режиссеров, в том числе и новой генерации. И не боится эксперимента, не боится погружения в неведомые воды.

В картине Михаила Пташука «В августе 44-го…», поставленной по мотивам одноименного романа Владимира Богомолова, Алексей Петренко сыграл небольшую роль генерала Егорова. Глуховатый голос — говорит, словно с одышкой. На войне как на войне, решения следует принимать быстро и верно, от них зависит, как пройдет операция. А у Владимира Бортко в многосерийной киноленте «Идиот» по Достоевскому, Петренко — опять генерал, теперь — Иволгин.

Алексей Васильевич по-прежнему востребован кинематографом: князь Голицын в фильме Светланы Дружининой «Анна Иоанновна», профессор-патологоанатом Фаддей Казимирович в сериале Александра Прошкина «Доктор Живаго», капитан в музыкально-романтической мистерии Валерия Пендраковского «Бегущая по волнам»…
В 2007 году Алексей Петренко вновь работал у Никиты Михалкова в ремейке «Двенадцати разгневанных мужчин». Хотя Петренко и не согласен, что это ремейк – вполне даже самостоятельный фильм, только название старое оставили… Он играет рабочего-метрополитеновца, бывшего проходчика, а ныне – пенсионера, служащего дежурным по станции. В фильме он один из присяжных заседателей. Про роль Петренко в фильме можно сказать: «заметный человек». Присутствие актера в фильме ощутимо, даже если он просто сидит и молчит – великолепная роль.

У Алексея Васильевича, по его собственному признанию, никогда не было неуемного желания работать во что бы то ни стало, даже в молодости. Часто он добровольно отказывался от ролей, уступая их тем, кто жаждал играть. Доходило до того, что актер исчезал из поля зрения режиссера, и тому приходилось брать на роль другого актера. Алексей Петренко уверен, что «лучше немного и толково, нежели всеядно». Всегда его мучили сомнения: «А надо ли, а справлюсь ли?» Он по натуре — самоед. Кто-то принимал его сомнения и отказы за неуживчивый характер. Отказался Алексей Петренко в свое время от роли Захара в картине «Несколько дней из жизни И. И Обломова» у Михалкова, потому что мечтал о самом Обломове. Эту роль Алексею Петренко так и не пришлось сыграть. До сих пор он мечтает о Егоре Булычеве и Тарасе Бульбе.

Любовь к сказкам

Русские сказки Алексей Петренко боготворит. Долго актер читал их как бы для себя. Жена все спрашивала: «Чем ты занимаешься? Кому это надо?» Он, улыбаясь, отвечал: «Вот состарюсь, буду ходить по детсадам, за харчи перед ребятишками выступать».

И, наконец–то, исполнилось заветное желание: Алексей Петренко записал на телевидении 24-серийный цикл русских народных сказок. Теперь вот размечтался сделать то же самое с украинскими, белорусскими и болгарскими сказками. Собирается читать их, как говорится, на языке оригинала.

Он же вырос на Черниговщине, где речь особенная, смешанная — русско-белорусско-украинская. Когда учился в театральном институте, за ним по пятам ходил лингвист и все расспрашивал: «А как у вас произносят это слово? А это?» В общем, украинским и белорусским актер вполне сносно владеет с детства. Болгарский, правда, знает маловато, но ничего, придется подучить, коли надо. Но это все пока мечты, а вот Гоголя «Тараса Бульбу» Алексей Петренко с телеэкрана уже прочел.
Дополнить биографию

Алексей Петренко Личная жизнь

Супруга Алексея Петренко — Галина Кожухова-Петренко, известный в театральном и кинематографическом мире журналист, член Союза писателей, долгое время работала театральным обозревателем в газете «Правда». Ее часто можно видеть с мужем на съемках, премьерах, фестивалях. Познакомила Алексея Петренко с будущей супругой Лидия Шукшина. Просто привела ее в гости и представила. Супруги живут вместе более 30 лет… Одобрения своей работы от жены Алексей Петренко пока не дождался. Может, к концу жизни все-таки и похвалит. А сейчас, если кто-то вдруг и восхваляет его при ней, она тут же встает и говорит: «Вы мне тут мужика не портьте!» Дочь от первого брака — Полина, закончила музыкальное училище. Сын — Михаил Кожухов, телеведущий. Он ведет программу «В поисках приключений» на канале «Россия». Много ездит…

Жена Галина к загруженности мужа относится насторожено, ругает. И не только ругает, но и не пускает. «Вот сейчас меня пытаются завлечь в очередной проект, так она всеми силами портит планы. В этом смысле мне, что называется, повезло. Если бы жена меня не тормозила, то материально я мог бы жить лучше… Но она согласна жить хуже, только чтобы я меньше работал. Мне без нее плохо. Ее не бывает со мной, только когда она себя неважно чувствует. И еще когда нам кота не на кого оставить. В гостинице-то ему нечего делать», — рассказывает актер.

Алексей Петренко фильмография

2014
Уходящая натура (мелодрама)

Василий Львович Раззамазов
2010
Утомлённые солнцем 2: Предстояние (военный, драма)

пожилой лейтенант бухгалтер
2009
Вольф Мессинг: Видевший сквозь время (биография, исторический)

Иосиф Виссарионович Сталин
2000
Тайны дворцовых переворотов (мелодрама, приключения, исторический)

Дмитрий Голицын
1988
Узник замка Иф (исторический)

Аббат Фариа
1984
ТАСС уполномочен заявить (детектив, приключения)

Пол Дик главная роль
1984
Жестокий романс (драма, мелодрама)

Мокий Парменыч Кнуров
1977
Двадцать дней без войны (военный, драма)

Юрий Строганов
2008
Похороните меня за плинтусом
Семен Михайлович Савельев, дедушка Саши

2008 Похороните меня за плинтусом
Семен Михайлович Савельев, дедушка Саши

2001
В августе 44-го
Егоров, генерал-лейтенант
2001 В августе 44-го
Егоров, генерал-лейтенант
1998
Сибирский цирюльник
генерал Радлов
1998 Сибирский цирюльник
генерал Радлов

Алексей Петренко фото

Актер Алексей Петренко фото
Фото актера Алексей Петренко
Алексей Петренко актеры фото биография
Алексей Петренко актеры фото сейчас
Алексей Петренко фото жизнь актеров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»