Не видели хорошего отдыха. Что россияне не знают о внутреннем туризме?
Какие туристические направления в России незаслуженно остаются без внимания? В какие регионы стоит ехать в отпуск и что там смотреть? Чем привлекательна русская глубинка? Отвечаем на популярные вопросы о внутреннем туризме с председателем Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андреем Максимовым.
Facebook ВКонтакте share_fav
Выбор среднестатистического россиянина, планирующего летний отпуск, ограничивается побережьем Черного моря. Каспийские и азовские пляжи остаются им не замеченными, отдых на Оке или Волге он не рассматривает, и совершенно точно не подозревает, какие потрясающие впечатления ждут его в долинах Северной Двины, марийских лесах или воронежских меловых пещерах.
Неизвестность и слабое продвижение – вот главный сдерживающий фактор внутреннего туризма. Об этом говорили участники экспертной сессии «Живое наследие. Могут ли культурные объекты привлечь туристов в российские сёла» на форуме «Сообщество», прошедшего 24-25 августа в Саранске.
В рамках форума корреспондент Anews взял эксклюзивное интервью у модератора дискуссии, председателя Комиссии Общественной палаты России по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрея Максимова.
– Когда речь заходит о внутреннем туризме в России, многие сразу вспоминают наш юг. Но Россия — это не только Чёрное море. Есть ли у не морских регионов шанс конкурировать за туристов?
– По масштабу переплюнуть пляжный туризм у культурного туризма, индустриального, аграрного, экологического нет шансов. Потому что отдых у моря – это наиболее массовый запрос среднестатистического туриста, который отдыхает раз в году, как правило, летом. И под этот запрос подпадают в основном Крым и Краснодарский край. Но беда в том, что другие возможности большинству просто неизвестны. Никто не знает, что, например, можно отдохнуть в Смоленском Поозерье на чистейших озёрах, на Оке или Волге…
– В чём регионы России выигрывают у зарубежных не морских мест отдыха, а в чем проигрывают?
– Трудно сравнивать совокупно все зарубежные места отдыха и все российские. Но у нас есть места, которые могут вполне конкурировать с Европой. Во время пандемии многие открыли для себя исторические, колоритные места. На Северном Кавказе появились новые туристические хиты: Сулакский каньон, аул Гамсутль, ущелья Северной Осетии. В сезон найти домик в горах Северной Осетии теперь проблематично. Одним из ключевых в не пляжном сегменте стала Териберка, Кольский полуостров.
Большой Сулакский каньон в Дагестане, РИА Новости/Екатерина Чеснокова
Поэтому у российских малых городов и сёл есть конкурентное преимущество. Свою роль играют цены: сейчас стоимость зарубежных перелетов зашкаливает, а в какие-то дальние экзотические места России попасть всё равно дешевле, чем в красивые европейские города.
– Какие направления регионам стоит развивать для привлечения туристов?
– Во-первых, стоит лучше продвигать свои продукты, которые уже есть. Сейчас предложение превышает спрос именно по причине слабой известности.
Именно с этой целью на нашей платформе Живоенаследие.рф были собраны главные культурные бренды, природные объекты, традиции, промыслы страны – всё вместе это позволяет увидеть, какие впечатления можно получить в каждой точке на карте. В рамках этой платформы мы выпустили «Календарь», который позволяет составить свой график путешествий по стране. Ещё готовим модуль «Маршруты», с помощью которого можно спланировать путешествие –с описанием маршрутов, автоматической логистикой, определением времени на каждую точку, да и в целом весь маршрут с разбивкой по дням. Мы надеемся, что это будет хорошим инструментом для продвижения внутреннего туризма.
Если говорить о том, что нужно развивать, то есть несколько вариантов. С одной стороны, есть базовый запрос на отдых с семьёй летом у воды, совмещённый с культурными развлечениями. На него можно было бы ответить созданием в каждом макро-регионе крупных центров, которые бы позволяли совмещать отдых на воде с дополнительной программой.
С другой стороны, у нас и морей-то больше, чем мы используем. Азовское море, Каспийское, восточные моря. Если климатические изменения продолжатся, то вскоре мы сможем летом купаться и в Белом море.
Это базовый туристический запрос. Но растёт спрос на новые впечатления, и здесь огромный диапазон, от шедевров архитектуры до фольклорных программ, плюс много специфических запросов, например, осмотр заброшенных усадеб, квест-туризм, путешествия по национальным паркам. Увы, национальные парки пока мало посещают, туристический нацпарк – это тот продукт, который ещё только предстоит создать. Хотя во многих местах определённая активность уже наблюдается, например, на Куршской косе или в нацпарке Угра.
– Ещё интересное направление — российская деревня. Вы упомянули Куршскую косу, но с литовской стороны там деревни с прекрасной инфраструктурой, а с нашей всё пока не совсем приглядно. Могут ли наши деревни достичь европейского уровня, что вообще им нужно, чтобы стать интересными туристам?
– В деревнях можно обеспечить совершенно разные уровни комфорта. Можно оборудовать по всем современным требованиям помещичью усадьбу и в этой красоте и роскоши жить посреди сельской местности. А можно сделать деревянный домик с туалетом на улице. Думаю, что на разные формы отдыха и на разный кошелёк будут свои туристы.
Полуостров Куршская коса, РИА Новости/Игорь Зарембо
Для развития сельского туризма нужны, помимо прочего, законодательные изменения. Сейчас рассматривается вопрос, чтобы на землях сельхозназначения можно было предоставлять туристические услуги. Конечно, нужны инвестиции, меры стимулирования и прямая поддержка со стороны государства.
Нужно синхронизировать все процессы, смотреть, куда идёт туристический поток. Бывает, жителей в деревне немного, но поток туристов большой. Такие направления нужно развивать в первую очередь.
– В каких регионах самые интересные деревни?
– Страна наша широка и обильна в этом смысле. От обжитого юга, Краснодарского и Ставропольского края до колоритных и уединённых северных деревень. Необыкновенны места по Северной Двине, Ваге и их притокам – деревни Пежма, Бестужево, Орлово, Шадреньга, Никольск. В каждой речной долине – свой язык, своя кухня, свои частушки, свои ремёсла.
– Назовите топ-5 мест, в которых вы бы сами провели отпуск.
– Прежде всего, повторюсь, это деревни в северных речных долинах. Я недавно оттуда приехал, но очень хочется вернуться. Великолепна и природа Урала, Сибири, Дальнего Востока, тут сложно что-то одно выбрать.
В центральной России мне нравится Окский маршрут: от Белёва и Лихвина (Чекалина), самого маленького города в стране, до Гороховца, а то и до Нижнего Новгорода.
Ещё одно интересное направление – Воронежская область. Это одно из лучших мест для детского туризма, кстати. Там «Котёнок с улицы Лизюкова», крупнейший мультипликационный центр, много интересных музеев. А ещё – единственный в Европе бобрариум, потрясающий заповедник! Но и тут же – Дивногорье и Белогорье, скальные церкви, даже более впечатляющие, чем турецкая Каппадокия. И это направление у нас совершенно не раскрыто.
Архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье» в Воронежской области. РИА Новости/Илья Питалев
Четвёртый – Северный Кавказ, где хочется увидеть каждое ущелье и возвращаться туда много раз, что я и делаю.
Пятое – Поволжье. Можно побывать в Казани с её национальным колоритом, а можно отправиться в республику Марий Эл, где в лесных чащах ещё живут язычники, а рядом – потрясающий замок Шереметьева и мини-Европа в Йошкар-Оле.